Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 2. Сибирь и др.

EL. Б.Волынова (7)

Экслибрисная волна, поднявшаяся в Москве и Ленинграде, докатилась и до Сибири. В 1962 году появляются одновременно книжные знаки в двух сибирских городах Красноярске и Кемерово. Эту дату и принято считать началом возрождения современного сибирского экслибриса. В Красноярске над книжным знаком начали работать В.Н.Свалов, С.Ф.Туров, Е.М.Гонтаревский, М.С.Пургина; в Кемерово -  О.А.Пинаева, Г.А.Ефремов, В.А.Зверев, А.С.Гордеев, П.А.Драгунов, В.Ф.Мельников, Ю.А.Бердников; в Ачинске - В.А.Дубинский. Такая активность в пропаганде книжного знака дала быстрые результаты, значительно укрепились позиции экслибриса в Новосибирске, Томске, Иркутске и других больших и малых городах Сибири. В Иркутске над книжным знаком стали работать Н.И.Домашенко, супруги Л.Б. и Г.П.Гимовы, молодой и талантливый А.И.Аносов; в Новосибирске экслибрисом «заболел» Ю.Д.Белавин и Г.М.Абольянин, в Томске увлекся малой графикой В.А.Марьин; в Омске трудился В.В.Желиостов. Одним из первых книжных знаков первопроходца в искусстве книжного знака красноярца Николая Сергеевича Сальникова была графическая миниатюра для красноярского журналиста, коллекционера пропагандиста книжного знака В.Аверихина на анималистическую тему с медведем, уходящим из леса с книгой под мышкой. Интересна и другая гравюра художника, подаренная К.Богдановичу, на ней изображен северный пейзаж, звездное небо и небольшая церковь, освещенная лунным светом.

EL Вобликова Ю.Н. (12)

В Красноярске активно работал над экслибрисом один из лучших сибирских графиков Владимир Николаевич Свалов. Первый свой книжный знак художник сделал в 1964 году для художника Т.В.Раннель, за 6 лет работы Свалов выполнил 66 графических миниатюр. К 70 - летию со дня рождения Сергея Есенина художник подарил знак, выполненный в гравюре на дереве рязанскому библиофилу, инженеру Юрию Вобликову, на нем изображена обнаженная женщина, которая держит чашу с зажженным огнем на фоне портрета Есенина, книги, лира и березовая ветвь дополняют композицию знака. Тематика его графических миниатюр весьма разнообразна. Шахматная тема звучит в экслибрисе для библиотеки В.Ф.Кириллова, маяк изображен на знаке инженера В.Ф.Никитина, арфистка в центре композиции в экслибрисе Т.П.Таранушенко. Часто в сюжетах сваловских экслибрисов встречаются Красноярск с его живописными окрестностями, знаменитые «Столбы», а также исторические, литературные и краеведческие памятники Красноярского края. Интересны сваловские знаки на анималистическую тему с фазаном на экслибрисе кандидата технических наук В.А.Курицына, самовлюбленным павлином, распушившим свой хвост, в графической миниатюре для  домашней библиотеки художника А.Мардовина, лосем в экслибрисе для Ю.С.Курочкина, усатым котом на фоне раскрытой книги и нот для библиографа З.С.Зеньковой. Юмором наполнена  сваловская линогравюра для инженера В.Д.Виноградова, на ней изображена царь - пушка с огромными ядрами, которую внимательно рассматривает туземец, вооруженный луком. Свалов внес основную лепту в разработку красноярского книжного знака, как и всего сибирского экслибриса в целом.

В конце 1960-х годов увлекся книжным знаком красноярский художник Степан Федорович Туров. В 1964 году он окончил Красноярское художественное училище имени В.И.Сурикова и сразу же включился в творческую работу. За годы работы   в искусстве он сумел по своему неповторимо увидеть и показать родной ему Красноярский край. Туров много работал в книжной графике. Для него характерно бережное отношение к иллюстрируемому материалу и упорство в поисках соответствующих средств выражения. Он работал много, неутомимо, радостно10. Экслибрисы Турова, выполненные в технике линогравюры во многом отражают его интересы и основные темы творчества  в станковой графике.

EL Тихомировой (14)

В Красноярске  в малой графике работала старейшая художница Татьяна Алексеевна Волонцевич. В 1968 году она выполнила есенинский книжный знак для Марии Тихомировой, на нем показана обнаженная женская фигура на фоне ленинградского архитектурного пейзажа с указанием на карте места расположения гостиницы «Англетер», а также разбитое тростью зеркало и есенинские строки: 

До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди…

На экслибрисе для З.Сеньковой художница нарисовала портрет Петра Чайковского на фоне нотной партитуры и книг Теодора Драйзера, Александра Пушкина, Антона Чехова, Ивана Тургенева, Иоганна Вольфганга Гете. Статуя Афродиты Милосской на знаке А.И.Горбунова, в композиции этого знака  также теннисная ракетка, авторучка и морской якорь. Детский экслибрис выполнила Волонцевич для юного читателя Миши Козлова, на нем мальчик играет на виолончели  на фоне роз и книг. Роденовский мыслитель приведен в сюжете знака для коллекционера книжных знаков Стефана Романенко, который сопровождает гамлетовский вопрос «To be or not to be». Портретный книжный знак Волонцевич выполнила на свое имя. На нем кроме портрета художницы на фоне книг Жорж Санд, О. Бальзака, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Андре Моруа и М Горького приведены ленинские слова «Искусство принадлежит народу» и дан его портрет.

Красноярский художник Евгений Михайлович Гонтаревский выполнил экслибрис для рязанского инженера - химика Юрия Вобликова, на котором под букетом черемухи изображена раскрытая книга с портретом Сергея Есенина. Интересен и книжный знак автора для пушкинской полки Е.Е.Соловьевой с силуэтным портретом Александра Пушкина. Этот экслибрис выполнен по рисунку И.Ф.Рерберга «Пушкин в Болдине». Портретный есенинский экслибрис сделал в технике линогравюры и другой красноярец Владимир Павлович Индрулинас для московского инженера Георгия Цыганкова. Над экслибрисом в Красноярске  также работали старейший художник города Александр Леопольдович Яворский и Мария Сергеевна Пургина, которая рисовала свои книжные знаки тушью с последующим их клишированием. В Ачинске, что на реке Чулым в Красноярском крае книжным знаком увлекся главный художник местного драмтеатра Владимир Аркадьевич Дубинский. Один из первых его экслибрисов был знак для Н.Ф.Клименко с портретом А.С.Пушкина и видом Санкт-Петербурга. В Шушенском работал над экслибрисом местный художник Владимир Никифорович Михайлов, известен его ленинский книжный знак для В.Т.Лугового.

EL А. и С. Леоновых (8)

В Кемерово первый свой книжный знак Михаил Андреевич Паньков выполнил в 1961 году, за немногим более чем 10 лет он сделал 300 графических миниатюр. Темы его экслибрисов разнообразны. Особенно привлекала Панькова есенинская тема, ей он посвятил восемь графических миниатюр. На одном из экслибрисов этой серии подаренным автором омскому юристу Ивану Синеокому изображен скульптурный портрет Сергея Есенина работы И.Г.Онищенко и пароход у причала. На другом экслибрисе Синеокого показан Дом-музей поэта в рязанском селе Константиново на фоне звездного неба. На книжном знаке приведены есенинские стихи:

Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть Земли с названьем кратким «Русь»

Портретные есенинские экслибрисы Паньков выполнил также для кемеровского  инженера-строителя Бориса Труфакина, автора книги о Есенине, рязанского экономиста Владимира Селиванова и новокузнецкого врача Петра Сизикова. Интересна история есенинского экслибриса выполненного Паньковым для кандидата филологических наук Евгения Карпова, автора книги «С.А.Есенин. Библиографический справочник». Карпов родился в Москве на Б.Садовой улице в доме №10, в том самом доме, где в прошлом помещалась мастерская Г.Б.Якулова. Именно здесь и состоялась первая встреча Сергея Есенина с Айседорой Дункан. В 1948 году вдова академика М.Н.Покровского подарила Карпову ящик для картотеки. И с этого времени он начал собирать материалы о жизни и творчестве Сергея Есенина. Картотека, собранная Карповым, состоящая из нескольких тысяч подробно аннотированных карточек, хранилась в этом каталожном ящике. Это увлечение Карпова и выразил в экслибрисе Паньков, включив в композицию портрет поэта, созданного в 1923 году  художником Ю. Анненковым и каталожный ящик11.

Интересный книжный знак нарисовал Паньков для второго пилота космического корабля «Восхода-2» Алексея Леонова, который впервые в мире вышел в открытый космос и 12 минут провел вне шлюзовой камеры, удаляясь от корабля на 5 метров. Художник подарил Леонову этот экслибрис в начале ноября 1965 года, когда космонавт побывал в родных сибирских краях. Леонов на оригинале оставил автограф, в таком виде он часто воспроизводится в различных изданиях по книжному знаку. Для космонавта Бориса Волынова, слетавшего в космос на «Союзе-5» в январе 1969 года, Паньков выполнил книжный знак, в котором отобразил эпизод, когда в космосе состыковались два корабля «Союз-4», пилотируемый Владимиром Шаталовым, и «Союз-5», с командиром корабля Борисом Волыновым, при котором члены экипажа его корабля Алексей Елисеев и Евгений Хрунов  совершили переход через открытый космос в «Союз-4». Экслибрисы Панькова - маленький рассказ, романтический или лирический, они оригинальны по содержанию, полны фантазии и художественного вымысла12.

EL Н.Я.Великанова (23)

Одним из немногих художников, кто в Кемерово работал в технике линогравюры, был рано ушедший из жизни Владимир Федорович Мельников. Интересен его книжный знак для могилевского коллекционера Николая Великанова, где на фоне книг и лавровой ветви нарисованы портреты пяти казненных декабристов П.И.Пестеля, С.И.Муравьева-Апостола, К.Ф.Рылеева, М.П.Бестужева-Рюмина и П.Т.Каховского. В графической миниатюре для Олега Синюгина художник выгравировал голову микельанджеловского Давида. Портрет Карла Маркса украсил книжный знак библиофила Г.А.Блинова. С юмором сделал художник экслибрис для И.Коротеевой с мордой русской борзой в раме. Производственная тема звучит в гравюрах Мельникова для В. Прокопьева, Б.Саникина и В.М.Новоселова. Экслибрисы художника сделаны на приличном профессиональном уровне, хорошо сюжетно и композиционно проработаны, не перегружены деталями и легко читаемы.

Кемеровский художник Вячеслав Анатольевич Зверев активно работал над книжным знаком. Среди его работ можно отметить экслибрис для книг по Индии красноярского инженера-строителя и библиофила Мечислава Трухницкого, с изображением верховного бога Шивы в священной пляске. К 400-летию русской печатной книги художник выполнил книжный знак для ростовчанина Леонида Тартынского, в его композиции множество книг освещенных свечой на фоне средневековой Москвы. Вызывает улыбку книжный знак Зверева для доктора Гольдфельда с мышатами, которые дарят книги своему другу мышонку на день рождения, на одной из книг медицинская эмблема-чаша со змеей и доброе пожелание имениннику не болеть. На другом экслибрисе для Гольдфельда дан озабоченный портрет доктора на фоне костлявой смерти тянущейся к дрожащему от страха больному ребенку. Интересны иконографические знаки Зверева для О.Бизонта с портретом Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, для Льва Зверева, с портретом Владимира Маяковского, ленинские портретные экслибрисы для технолога из Могилева книголюба Николая Великанова, ташкентского филолога Сергея  Зинина, судового врача из Одессы Бориса Левыха.

EL Германа Ефремова (24)

Активно рисовал книжные знаки кемеровчанин Герман Александрович Ефремов. Среди них графическая миниатюра для Игоря Киселева с пегасом в центре композиции, обнаженная натура в автоэкслибрисе, портрет Тараса Шевченко на знаке В. Витрука, руки, принимающие книги, в экслибрисе для кемеровского магазина «Книжный мир». В конце 1960-х годов над книжным знаком начала работать кемеровская художница Ольга Артамоновна Пинаева. Творческую манеру художницы отличает высокий профессионализм, свободное владение различными техниками, в том числе офортом, литографией, акварелью. Первый ее экслибрис был выполнен в офортной технике для Алимасовой. В работах художницы нет скучного однообразия, различен и изобразительный язык, в одних преобладает декоративность, в других - символика при строго продуманной, в каждом случае интересно решенной композиции. Все работы Пинаевой, все ее творчество помогают нам понять непреходящее чудо жизни, ее неповторимость и красоту13.

В Кемерово над книжным знаком работал Алексей Семенович Гордеев. Скромные и простые по сюжету и исполнению знаки он нарисовал для И.Д.Лячина с раскрытой книгой, треугольником и чертежом в основе композиции и экслибрис для Агаповой с многотомьем книг и розой на раскрытой книге. Отдельные книжные знаки гравировал на линолеуме Павел Алексеевич Драгунов. На одном из его экслибрисов для Шматова изображен парусник и бородатый морской «волк» с трубкой в зубах за штурвалом в окружении книг, шпаги, сабли и морских канатов. Редко рисовала тушью книжные знаки кемеровчанка Ольга Сергеевна Красова. Известен ее экслибрис для Р.Ф.Лобановой, где под березой в лучах солнца изображены раскрытая книга и авторучка.

EL Олега Зейналова (25)

Кемеровский художник Юрий Галактионович Бердников является автором ряда книжных знаков, в том числе для доктора медицинских наук, профессора А.А.Отелина, где дал силуэтный портрет ученого в окружении книг и микроскопа на рабочем столе. Остроумен  экслибрис для П.А.Плотникова, где из книги по травматологии растет кривое дерево, ствол которого веревками привязан к скальпелю, в книжном знаке для Л.Е.Логачевой нарисована овчарка, внимательно изучающая под микроскопом свою еду. Для кафедры патанатомии Кемеровского медицинского института художник изобразил препарированное тело человека и набор инструментов патологоанатома. Для доктора В.Н.Кравчука художник показал украинский хутор и портрет Тараса Шевченко рядом с раскрытой книгой и медицинской эмблемой. Первые шаги в Омске книжный знак делал трудами омского художника Ивана Ивановича Желиостова, который работал в линогравюре. Один из своих ранних знаков он сделал для омской художницы Н.Ф.Бережной, где на фоне кованной декоративной решетки изображен петух, а для венгерского скульптора из города Сендендре, П.Рожа  Желиостов изобразил его скульптуру «Мир» на фоне башни ратуши родного города венгерского скульптора. Для омского художника Смирнова Е.Н. Желиостов сделал двухцветную линогравюру, на которой изобразил цветок будяка и пчелу с крыльями из кисточек.

EL Пирогова В.П. (26)

В Новосибирске экслибрис получил свое развитие в работах художника Юрия Дмитриевича Белавина. В технике линогравюры он сделал несколько экслибрисов для С.Л.Деева, один из них с изображением космического корабля на орбите Земли, другой с обнаженной натурой на фоне космических аппаратов на поверхности Луны и летящей в космосе орбитальной космической станции. Художник явно тяготел в своем экслибрисном творчестве к разработке «ню» темы, она на знаках Белавина для себя, А.Я.Каплуна, В.П.Пирогова, С.Зуба, и др. Венок из цветов изобразил художник в экслибрисе для Ларисы Возненко, арфа, книги и театральная маска легли в основу композиции знака для А.Ф.Деевой. Редкие книжные знаки можно встретить в творчестве другого новосибирского художника Геннадия Михайловича Абольянина. Интересен его экслибрис, выполненный в рисунке тушью, для О.Бизонта с портретом Бориса Пастернака на фоне книг.

В Иркутске над книжным знаком работали супруги Гимовы. Лев Борисович Гимов в 1969 году создал целую серию офортных есенинских экслибрисов для московского коллекционера Сергея Юрчука. Выполнил художник графическую миниатюру для искусствоведа Семена Ивенского, где изобразил столь любимый знаковладельцем сюжет со столпником на капители, книгой и голубями. Несколько офортных экслибрисов выполнила Гимова (Купец) Галина Петровна, в том числе также и для Семена Ивенского. Супруги Гимовы были первопроходцами в иркутском экслибрисе. Свой первый книжный знак иркутский художник Николай Иванович Домашенко выполнил в 1966 году для себя, будучи студентом Иркутского училища искусств, в котором он остался преподавателем после его окончания в 1967 году. Пик его экслибрисного творчества падает на 1969 год. Книжным знакам художника свойственен лиризм и ирония, задушевная теплота и юмор, порой переходящий в шарж. Так в знаке для Г.В.Анциферова изображен разухабистый деревенский мужик, играющий на балалайке, а в экслибрисе для Льва Гимова показан клоун, который едет на цирковом велосипеде по шару, в одном из своих автоэкслибрисов  художник изобразил восточного мудреца за чтением древнего фолианта. Художнику чужда не только разноголосица множества символов и атрибутов, но и многоплановая полифоничность решения миниатюры. Он избирает всегда одну и ту же тему в характеристике владельца, что придает его уверенным и гармоничным композициям прозрачную ясность и особо убедительный лаконизм14 В феврале 1974 года художник переехал в Ленинград, где продолжил активную работу над книжным знаком в технике офорта  и резцовой гравюры.

В старейшем центре культурной и общественной жизни Сибири Томске над книжным знаком работал Владимир Алексеевич Марьин. В 1961 году Марьин переехал в Томск, где с 1967 года он заведовал отделом иллюстраций в редакции томской областной газеты «Красное знамя». В 1963 году появляется его первый экслибрис, выполненный в рисунке тушью, для библиотеки Л.Захарова, на нем дан сибирский пейзаж с летящей по небосклону звездой. За семь лет художник выполнил всего три знака, два из которых на свое имя. На одном он изобразил силуэт голубя и привел слова Ромена Роллана «Творить - значит убивать смерть», на втором знаке дал автопортрет. Обращение Марьина к экслибрису вовсе не было случайным, в нем проявилось стремление художника к постоянному совершенствованию и повышению профессионального мастерства. Этот жанр малой графики являлся для Марьина своеобразной школой, своего рода экспериментальной лабораторией творчества. Только за следующее десятилетие художник создаст около 200 графических миниатюр. В городе Асино Томской области свой первый книжный знак выполнил Василий Тимофеевич Кеменов. Он был нарисован в 1965 году для личной библиотеки и посвящен шахматной теме.

В Ростове-на-Дону резал на пластике экслибрисы Николай Дмитриевич Сапач. Он подарил книжные знаки своему земляку - поэту и директору местного Дома культуры Геннадию Лавлинскому и народному артисту СССР Борису Тенину. Продолжал работу над экслибрисом и ростовский инженер-строитель Павел Борисович Горцев - активный пропагандист искусства книжного знака и коллекционер экслибрисов. Он нарисовал книжный знак для И.В.Вилькэн с раскрытой книгой и множеством почтовых конвертов и автоэкслибрис, где изобразил две обнаженные натуры - мужчину и женщину, читающих книгу на спине мамонта.

EL Корнея Чуковского (28)

Саратовский экслибрис ведет свое начало от работ А.В.Скворцова и Б.А.Протоклитова, которые начинали в 1920-е годы. Как и многих других художников, работавших в искусстве книжного знака, в 1930-1950-е годы почти не было слышно, впервые они вышли после долгого молчания  со своими графическими миниатюрами в начале 1960-х годов. К первопроходцам саратовского экслибриса присоединились новые художники, которые увлеклись искусством малой графики всерьез и надолго, это в первую очередь В.Ф.Мощенко, П.И.Карчевский В.Г.Евграфов, А.Б.Заславский, М.А.Москвитин, А.С.Кутыркин, Л.М.Кулагин, А.Г.Коновалов. Саратовский экслибрис изменился не только количественно, но и качественно. Патриарх саратовского экслибриса Александр Васильевич Скворцов выполнил ряд ксилографий, линогравюр, офортов и знаков в технике сухой иглы для Н.Степанова, Бори Скворцова, П.Е.Корнилова, Н.Иванова, С.Ф.Бородаева, Лидии Степановой и др. Интересен его автоэкслибрис с сидящим на полу мужчиной в сюртуке и цилиндре, который увлеченно читает книгу. Книжные знаки Скворцова, как и в прежние годы, отличались понятным графическим почерком и книжностью.

EL К.Федина (5)

Активно в 1960-е годы работал старейший саратовский художник Борис Антонович Протоклитов, вернувшийся в книжный знак после почти 40-летнего перерыва. Рисованные тушью они удивляли своей компактностью и разнообразием сюжетов. Интересны иконографические книжные знаки художника для Т.Кузнецовой и Риммы Мирзоевой с портретом А.С.Пушкина, М.Ф.Сидоренко и Т.Бесединой с портретом Н.А.Некрасова, А.Мякина с образом Э.Хемингуэя и др. Художник подарил графическую миниатюру своему земляку автору трилогии «Первые радости», «Необыкновенное лето», и «Костер» Константину Федину. Эти произведения, ставшие крупнейшим явлением советской литературы, и включены художником в композицию знака. Прекрасно нарисован книжный знак для библиотеки автора «Мойдодыра» и «Айболита» Корнея Чуковского. Скромен его книжный знак для саратовского художника Василия Мощенко, на нем нарисована палитра с кистями, штихель и раскрытая книга с гвоздикой. Лиричен экслибрис Протоклитова для Кирьены Кропотовой, где на берегу спокойной реки среди берез художник изобразил юношу играющего на дудочке. Несколько экслибрисов художник выполнил на бересте для коллекционеров Б.А.Вилинбахова, С.П.Фортинского, П.М.Богданова и С.А.Вуля. Всего Протоклитов в 1960-х годах выполнил 31 книжный знак.

EL Н.М.Чернышевской (29)

Первые свои шаги в книжном знаке делал саратовский художник Василий Федорович Мощенко. Начиная с 1967 года, когда появился первый экслибрис Мощенко, он до конца 1969 года сделал 16 книжных знаков. Для внучки революционного демократа Н.Г.Чернышевского - Н.М.Чернышевской, художник сделал экслибрис, на котором тщательно с мельчайшими подробностями нарисовал дом, в котором жил ее знаменитый дедушка. На переднем плане автор показал стопки книг, чернильницу с гусиным пером и лист рукописи, напоминая о том, что Николай Гаврилович Чернышевский был одним из руководителей журнала «Современник» и автором романов «Что делать» и «Пролог». Мощенко работал над экслибрисом не только в технике рисунка, он создал ряд книжных знаков в офорте, где показал себя не только блестящим офортистом, прекрасно владеющим сложной графической техникой, но и автором красивых и очень книжных графических миниатюр. В 1968 году художник выполнил офортный книжный знак для трижды героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Семена Михайловича Буденного, на нем дан превосходный портрет прославленного полководца и эпизод сражения конников Первой конной армии с белогвардейцами.

Для актрисы саратовского драматического театра имени Карла Маркса Доры Степуриной художник на фоне театрального занавеса изобразил театральную маску и здание театра. Сложен по композиции книжный знак Мощенко для российского библиофила П.Б.Горцева.  Сюжет знака посвящен кооперативному издательству созданному 1 января 1918 года в Петрограде «Петрополис». Это издательство выпускало поэтические сборники и монографии о современных поэтах, сборники по истории и теории театра, труды по вопросам искусства и монографии о художниках. Издания «Петрополиса» отличались высоким научным уровнем и хорошим полиграфическим исполнением и пользовались большим спросом у библиофилов. В сюжетной канве экслибриса Мощенко и отражены все направления деятельности этого издательства, графическая миниатюра прекрасно скомпонована, понятен и не требует расшифровки, ее графический язык, размер знака несколько велик, но в целом он книжен и отлично смотрится в единстве с книгой.

В Саратове рисовал и резал в материале экслибрисы  Валентин Григорьевич Евграфов, так на знаке для киевского инженера речного транспорта Никола Николаевича Щеголева и его жены педагога Валентины Яковлевны он изобразил три силуэта - А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и С.А.Есенина. В экслибрисе для Бабанцева художник изобразил соты и пчелу, которая пытается что-то писать авторучкой в раскрытой тетради, текст на знаке гласит «…утешаюсь тем, на наши смотря соты, что в них и моего хоть капля меда есть!». Оригинален знак художника в виде свитка с сургучной печатью и текстом «Из книг Василия Шабанова отца Ярослава». Симпатичный экслибрис для Е.Г.Куропана на охотничью тему нарисовал саратовский художник Борис Николаевич Гутман, на нем охотничья собака спаниель, положив лапы на ружье, рядом с которым лежит фотоаппарат, отдыхает после удачной охоты на водоплавающую дичь. Немногочисленные графические миниатюры в Саратове делали Александр Борисович Заславский, Александр Григорьевич Коновалов, Павел Иванович Карчевский и др.

Далее читайте:

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 1. Вологда и др.

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 2. Сибирь и др.

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 3. Урал и др.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2017

Выпуск: 

2