Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Московские художники-графики. Часть 4. МХАТ и др.

Экслибрис  МХАТа

Близкий по характеру своих миниатюр к Верхоланцеву Виктор Владимирович Щербинин был отличным ксилографом. Его гравюры отличались утонченностью не только по мотивам, но и по графическому исполнению. Изящна его миниатюра с коленопреклоненным кентавром в знаке для Германа Ломанова, как и экслибрис для В.Б.Зинченко, где богиня войны, победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла Афина Паллада - покровительница города Афин изображена на фоне Акрополя. Красива ксилография Щербинина для музея А.С.Пушкина в Москве, в основе ее портрет Пушкина с лавровым венком на челе. Сложна композиция знаков для Т.З.Щербининой, в центре одного из них изображен стоящий на книгах ангел, в сюжете второго - гармония семьи, где дан групповой портрет мужчины, женщины и маленького ребенка в окружении книг, читаемых родителями, и детских игрушек в которые играет малыш. Юмором наполнен щербиновский экслибрис для Валерия Белова с хитрым сомом, который думает, заглотить ли крючок в виде буквы «S» в слове «Ex libris». Щербинин создал красивый книжный знак для библиотеки Московского художественного академического театра имени М.Горького с портретами основателей театра Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко на фоне мхатовской чайки. В экслибрисе для К.Б.Лебедева художник изобразил лебедя пролетающего над шахтой, а в знаке для В.А.Старостина видна папирусная лодка древних египтян в бурном море под звездным небом.

 

Экслибрис  Е.Терехова 

«Заболел» экслибрисом в 1960-е годы московский художник Александр Васильевич Сапожников. Он тяготеет к сказочным мотивам, поэтому и в книжных знаках он на грани вымысла и реальности. Впрочем, он обладает способностью любой мотив решать как сказочный, и его книжные знаки носят на себе драгоценные блестки его прихотливого, искрящегося фантазией таланта19. Сапожников - виртуоз капризной игры ксилографических «росчерков», мастер «импровизации» в гравюре на дереве. Таков книжный знак для Константина Бурого, где изображена спящая женщина, гравюра изыскана, графична, композиция знака неожиданна, легко читаема, штрих ее декоративен и четок. В экслибрисе для искусствоведа Семена Ивенского художник показал всегда готового к подвигам Дон Кихота, привязанным к книге и музой парящей над землей. Интересна ксилография художника для Вадима Фролова, где он изящно изобразил Нику Самофракийскую. На творчество Сапожникова большое влияние оказывал старейший советский график Д.И.Митрохин - мастер редкого вкуса, это, как и творчество его друга блестящего художника - экслибрисиста В.А.Фролова наложило отпечаток на самобытное искусство Сапожникова. Всего он выполнил более 30 графических миниатюр в малой графике.

Московский график Вячеслав Владимирович Лукашов в 1962 году закончил Московское высшее художественно - промышленное училище (б. Строгановское) и начал сотрудничать в издательствах «Музыка», «Современник»,  «Советская Россия» и др. Блестящий ксилограф, он пришел в книжный знак в 1965 году, выполнив экслибрис для доктора исторических наук В.Д.Королюка. За 4 года с 1965 по 1969 годы Лукашов выполнил только 4 знака и все для одного и того же владельца - историка и библиофила Королюка. Тема этих работ была самая разнообразная. Лукашов за десятилетия творческой деятельности создаст немногим более 20 книжных знаков, до обидного мало, ведь ксилографом он был от бога, и его графическая техника была совершенна и изумительна. Бесспорно, экслибрис не был главным в творчестве художника, он был как бы лабораторией мастерства, именно в искусстве малой графики он экспериментировал, совершенствовал графическую технику, искал и находил новые решения, как в сюжетах, так и в трактовке образов.

 

Экслибрис Владимира Комарова 

17 книжных знаков выполнил в 1960-е годы  московский художник Владимир Федорович Найденко. По преимуществу он был пейзажистом. Его живописные и графические серии видов России, связанные с жизнью А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова с историей городов Подмосковья, воспевали красоту и задушевность родной земли. Саратовец по рождению, прошедший фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, он в 1957 году окончил Московский полиграфический институт. В основном он иллюстрировал книги путевых очерков, о природе и сам много ездил по стране с этюдником и альбомом. Лирическая графика Найденко быстро получила признание. Тогда же он увлекся и малой графикой - экслибрисом. В тематике книжных знаков Найденко превалируют мотивы родной природы, эпизоды борьбы с фашизмом, мирные будни. В экслибрисе художник в основном использовал линогравюру, которая у него  отличалась крупным, мягким рисунком. Первые экслибрисы  художник выполнил в 1964 году для себя и сына Саши, где он изобразил детские игрушки и книги, а на переднем плане добродушного медведя увлеченно читающего книгу. С первых экслибрисов Найденко была отмечена его «неуклюжесть» и «неповоротливость», которые придавали его книжным знакам особое добродушие20. При некоторой неровности книжных знаков Найденко, лучшие из них подкупают искренностью, сочностью и мягкостью графического языка. Они разнообразны по сюжету и композиционному решению. Так в знаке для Евгении Головкиной он изобразил раскрытую книгу с инициалами владельца «Е Г» и кактус на столе, а за окном храм. На экслибрисе Юрия Бородаева видны почтовые марки под лупой на фоне горного пейзажа. Шрифтовой экслибрис для Сергея Юрчука предельно прост, на нем изображена парящая чайка над раскрытой книгой. Нехитрый сюжет и на автоэкслибрисе Найденко, где видна ваза с кистями и гравюра на стене с морским пейзажем.

Буквально ворвался в книжный знак отличный ксилограф, художественный редактор журнала «В мире книг» Евгений Васильевич Терехов. Почти все его графические миниатюры выполнены в гравюре на дереве. Они весьма разнообразны по содержанию, проникнуты чувством юмора, остроумно скомпонованы, почти всегда идеально гравированы. Тереховские экслибрисы очень книжны и хорошо отвечают цели «очеловечивать» книгу. Из ранних экслибрисов Терехова следует отметить его знак 1969 года для писателя Владимира Солоухина, автора «Владимирских проселков» и «Капли росы» о советской деревне. Знак очень декоративен и выполнен в стиле народной резьбы по дереву. Красивы тереховские экслибрисы для библиотеки историка искусства, академика Михаила Алпатова, московского журналиста и коллекционера Якова Бейлинсона и крупного библиофила М.И.Чуванова. Не оставляет равнодушным и один из первых детских экслибрисов художника «Катина книжка», на нем проснувшаяся девочка испуганно смотрит на довольного кота поймавшего мышку. В экслибрисе для И.С.Кацнельсона художник дал портрет женщины в одеждах эпохи древнего Египта, а в знаке Б.В.Ляпунова показал филина, удобно усевшегося на  авторучке. В последующие годы Терехов много будет работать над экслибрисом, значительно расширится диапазон сюжетов и тем знаков, но всегда его графические миниатюры будут выполнены на отличном профессиональном уровне и будут ценимы коллекционерами и библиофилами.

Активно работал в малой графике преподаватель Московского художественного училища памяти 1905 года Вадим Сергеевич Житников, в 1960-е годы он выполнил около 60 книжных знаков. Филигранный штрих и афористическая точность свойственны художническому почерку этого художника. Великолепен экслибрис художника для вологодских художников-графиков Бурмагиных Николая и Генриетты, где на фоне собора изображена девушка в национальном костюме, которая несет на коромысле два ведра с инициалами знаковладельцев. Оригинален книжный знак для библиотеки Соломона Вуля по мотивам пушкинской «Сказки о попе и о работнике его Балде». На втором знаке для Вуля художник изобразил двух дятлов, один старательно долбит текст на самшитовой доске, второй в очках строго контролирует качество его работы. Для семьи Штакельберг Житников выполнил экслибрис доминантой, которого являются слова «Горе душам тех, кто скрывает истину». Дон Кихот и Санчо Пансо в центре композиции знака для Владимира Королюка. Изыскан экслибрис художника для С.Ф.Бородаева с обнаженной натурой у горящего костра. Все работы в 1960-х годах Житников выполнил в линогравюре, но уже в это время он вплотную подошел к офортной технике, которую он успешно будет применять в своих работах следующих десятилетий.

 

Экслибрис В.А.Фролова 

После окончания художественно - оформительского отделения Московского государственного полиграфического института занялся книжным знаком Виктор Аронович Дувидов. Ученик П.Г.Захарова работал художником в московских издательствах в основном по иллюстрированию и оформлению детской литературы. Хороший ксилограф он тяготел к анималистическим мотивам. Таков его экслибрис для московского художника-анималиста В.А.Фролова, не без воздействия которого Дувидов занялся экслибрисом. На знаке, выполненном в технике рисунка тушью с последующей подкраской акварелью, изображена голова благородного оленя с роскошными рогами, на которых лежит раскрытая книга. Графическая миниатюра для библиотеки Пожарского выполнена в гравюре на дереве, это шрифтовой знак, заключенный в декоративную рамку с буквами в виде насекомых - бабочек и мух. Букву «А» в фамилии владельца венчает шляпа - цилиндр. В ином стиле выполнен экслибрис для Семена Ивенского, в котором изображен Икар над зимним пейзажем. Эта графическая миниатюра очень нравилась знаковладельцу, о чем он писал: «Одухотворенный сюжет взлета над будничным… мне особенно по сердцу»21. Дувидов книжными знаками занимался эпизодически, они служили для художника полем графического опыта и не более того. За кажущейся небрежностью резьбы Дувидова виден незаурядный дар композитора и рисовальщика, чутко подмечавшего характер изображаемого, и умело использующий игру света и тени. Дувидов сделал всего около десятка экслибрисов и почти неизвестен, как художник - экслибрисист.

С книжного знака для альтиста оркестра Большого театра СССР Владимира Грота начал свой путь в искусстве книжного знака московский график Николай Данилович Еремченко. Лицо японки художник изобразил на книжном знаке заместителя директора издательства «Восточная литература», председателя Московского клуба экслибрисистов Соломона Вуля; полные ветра паруса в основе композиции экслибриса для московского графика, плававшего на торговых и рыболовецких судах в Атлантике и северных морях Германа Ратнера. Книжные знаки Еремченко контрастны, состоят из резких черных и белых пятен, без плавных переходов, знаки объемны и, несмотря на их графическую тяжесть, книжны и понятны. В конце 1969 года московский ксилограф Вячеслав Николаевич Егоров впервые обратился к книжному знаку. Тогда он выполнил свой экслибрис для библиотеки В.Барышева, на нем лодка и географическая карта с указанием реки протекающей в Коми АССР и Архангельской области Мезень и ее левого притока - реки Вашка. Первый опыт оказался удачным  и художник в последующие годы выполнит прекрасные графические миниатюры, которые не только украсят книги библиотек многих советских  библиофилов, но и займут достойное место в искусстве отечественного книжного знака.

 

Экслибрис А.И.Калашникова 

Адольф Владимирович Плетнев увлекся книжным знаком под влиянием Анатолия Калашникова, ему он посвятил свой первый экслибрис на архитектурную тему. Общая декоративная концепция экслибрисов Плетнева, динамика форм, построение плоскостей, сближает его графические миниатюры с калашниковскими книжными знаками. Из его экслибрисов, выполненных в 1960-е годы, следует отметить знаки для доктора исторических наук профессора В.Д.Королюка с летописцем в окружении фолиантов; вологодских художников супругов Генриетты и Николая Бурмагиных со штихелем и карандашом в центре композиции; Виктора Баныкина с вологодской деревянной резьбой; Анатолия Монастырева с архитектурным пейзажем. В этих работах начинающий художник малой графики показал себя немногословным в изображении деталей, символизирующих особенности натуры владельца знака. Владимир Владимирович Потапов окончил Московское художественное училище памяти 1905 года. Свой первый книжный знак молодой художник выполнил в 1967 году, три из четырех выполненных им в этот год графических миниатюр предназначались для самого автора. С 1967 по 1969 годы художник награвировал 14 экслибрисов, в том числе знаки для историка и библиофила В.Д.Королюка, художника В.С.Житникова, Ю.С.Туманова и др. Все графические миниатюры выполнены в технике гравюры на пластике.

Пожалуй, никто из советских художников не создал такого количества экслибрисов-шаржей, как московский художник Георгий Николаевич Карлов. Диву даешься, сколько разных зверушек изобразил художник на своих экслибрисах. Добрый, веселый талант одного из известных книжных иллюстраторов детских книг породил десятки экслибрисов, глядя на которые удивляешься фантазии, юмору и оригинальности этого мастера анималистического рисунка. Попугай читающий книгу и кот, придерживающий его за лапы, в центре композиции знака С.Г.Ивенского; беркут со свитком в когтях на знаке профессора К.В.Кудряшева; медведь, читающий книгу в лесу прислонившись к березе, в экслибрисе П.М.Богданова; довольный кот, развалившийся на книге, в миниатюре Евдоксии Никитиной. Собаки и бобры, пантеры и газели, белки и зайцы, многие из них пишут, рисуют, носят очки и фраки, улыбаются и читают книги, танцуют и курят. Вся эта неугомонная компания красивых и умных зверушек заполняет графические миниатюры художника. Самобытный художественный талант Карлова проявился и в экслибрисах для писателей и представителей искусства. Им были выполнены экслибрисы для одного из зачинателей советской детской литературы Льва Кассиля, гитариста и композитора Александра Иванова-Крамского, искусствоведа, директора театрального музея на Кавказских минеральных водах Бориса Розенфельда и др. Целая серия карловских экслибрисов посвящена тамбовскому коллекционеру и журналисту Николаю Никифорову. На одном из знаков можно увидеть обаятельного мишку в очках, который, читая книгу, мило улыбается, на другом задумчивого, лопоухого щенка, на третьем медведя любующегося маленькой дюймовочкой в лапе, на других знаках для тамбовчанина можно увидеть его шаржированные портреты, сидящим в кресле в виде земного шара, в облике очкастой с лупой в лапках пчелы, рассматривающей гравюры в книге, египетского сфинкса, летящего на космической орбите.   

Ксилографии Леонарда Валентиновича Бодэ выполнены на хорошем графическом уровне, они отличаются глубоким проникновением в мир знаковладельца. Интересен портретный знак художника для собирателя материалов о А.С.Грибоедове и исследователя его творчества экономиста Петра Краснова. В его библиотеке были сосредоточены почти все издания «Горя от ума» на русском языке, языках народов СССР и иностранных. Он вел специальную картотеку, куда заносил сведения о рукописных списках «Горя от ума». Скорбный женский образ на фоне храма и большого церковного колокола изобразил художник на экслибрисе Е.Н.Ивановой, а на знаке А.П.Победина - жар-птицу, пролетающую над многоглавым собором. На линолеуме гравировал книжные знаки московский график Валерий Павлович Куров, первые свои шаги в малой графике он сделал в конце 1960-х годов. Художник отлично чувствует фактуру материала, умело компонует сюжетную линию книжного знака. Из его ранних работ, пожалуй, лучшие выполнены для Николишиной Инессы на анималистическую тему и для Шибаевых Игоря и Ирины, где изображен многоглавый храм. Первые шаги в искусстве книжного знака оказались для художника успешными, в последующие годы он продолжил активно работать над экслибрисом, создав целую серию талантливых графических миниатюр.

Замечательный гравер Мария Сергеевна Чуракова училась в Московском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени В.И.Сурикова у П.Я.Павлинова. Позже занималась у В.А.Фаворского. Блестящий ксилограф, гравер-станковист, и мастер книжного оформления Чуракова очень сдержанно относилась к экслибрису. Она сделала всего два книжных знака для Семена Ивенского на пушкинскую тему. В них наглядно проявилась специфика творчества художницы - ее философская просветленность, созерцательность и лирическая мечтательность. На знаке показана Татьяна Ларина с томиком стихов в руке. Невольно приходят на память пушкинские слова:

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман…

Знак очень задушевен и лиричен, блестяще исполнен графически. Впрочем, сама художница в письме владельцу знака от 21 марта 1969 года писала, что «это… просто лирические, поэтические мотивы скорее «пушкинской» эпохи, чем конкретно имеющие отношение к «Евгению Онегину»22. На другом знаке для С. и В. Ивенских показан Евгений Онегин и две сестры Ларины. В экслибрисах чувствуется школа Фаворского, но Чуракова глубоко почитая учителя, чутко прислушиваясь к его высказываниям, остерегалась слепо следовать его приемам. Красивые рисованные тушью знаки создавал московский художник-график Исаак Романович Бескин. Великолепен его экслибрис для В.Д.Королюка с обнаженной натурой, нарисованный с большим мастерством. Художник с удовольствием в сюжетах своих графических миниатюр использует фрагменты партий известных художников или образы исторических личностей. Так в композиции знака для А.И.Воронина художник сводит в одну сюжетную связку образ египетской царицы Нефертити и французского мушкетера, а в экслибрисе для Б.Клиорина легко узнать фрагмент картины голландского живописца и рисовальщика Рембрандта «Улыбающаяся Саския».

 

Экслибрис Маргариты Лебедевой 

В конце 1960-х годов в экслибрисе начала работать Наталья Николаевна Лапшина - дочь известного графика Н.И.Лапшина. Как и отец работала она в деревянной гравюре. Элегантен ее книжный знак для Маргариты Лебедевой, где две молодые женщины, сидя на садовой скамейке, обсуждают прочитанное. Знак красив, лиричен и графически безупречен. Неожиданно нарисовала в конце 1960-х годов экслибрис одна из самых интересных художников книги Татьяна Алексеевна Маврина, к этому виду графики ранее она никогда не обращалась. Акварели и гуаши Мавриной вызывают в памяти древнюю икону и фрески, лубок, народную деревянную резьбу и роспись по дереву, печатные пряники, набойки, шитье, керамику и игрушку. Обладательница светлого и озорного, живущего в ладу с жизнью легкого и живого таланта художница на экслибрисе в присущей ей манере изобразила башни Кремля, расписав их фантастическим рисунком. Обладателем этой графической миниатюры был историк, специалист по средним векам Владимир Королюк.

 

Экслибрис ЩИТ (Щелева) 

Московский гравер на линолеуме Ярослав Николаевич Манухин известен как мастер больших станковых гравюр. Однако и он в 1960-е годы обратился к экслибрису. Оригинален его экслибрис для Генриха Бочарова, стилизованный под пряничную доску. Московский художник Павел Львович Бунин создал свои первые экслибрисы в середине 1960-х годов, один из его рисованных знаков посвящен Л. и В. Костриным, в основе его сюжета лежит восточная тема, отношение мужчины к женщине. Ленинский экслибрис нарисовал московский художник Виктор Родионович Маслов для И.Т.Щелева, на нем  дан портрет В.И.Ленина на раскрытой книге. В технике гравюры на линолеуме работал московский график Лев Михайлович Хайлов, одна из его миниатюр предназначена для книголюба В.Колганова, на ней изображен кузнечик, читающий при свече книгу. Есенинский экслибрис выполнил в 1969 году москвич Иван Васильевич Махов, он украсил книги библиотеки московского живописца Евгения Лаврентьева. В его композиции - томик стихов Сергея Есенина, силуэт мужчины с этюдником, карлик-звездочет с раскрытой книгой в руках и астрологические символы. Московский художник Александр Иванович Коренцов для преподавателя музыки из Барановичей Валерия Поликарпова нарисовал портретный есенинский экслибрис. Этой же теме посвятил линогравюру московский журналист Юрий Борисович Юшкин, в знаке для себя он дал портрет поэта по рисунку художника Н.В.Ильина и березы на снегу. Также есенинский портретный экслибрис на фоне Дома-музея поэта в селе Константиново выполнил в 1968 году Михаил Юрьевич Панов. Подарил он его московскому работнику торговли Владимиру Алексееву.

 

Экслибрис Бориса Тенина

Эдуард Петрович Змойро в 1965 году выполнил для народного артиста СССР  Бориса Тенина два книжных знака рисованных тушью. Обе графические миниатюры выполнены с юмором и тонкой иронией, в сюжете первой - извечная тема Адама, Евы и змея-искусителя. В руках лукаво улыбающейся Евы полная сетка райских яблок, а бородатый Адам провожает недоуменным взглядом Еву довольную собранным урожаем. На втором книжном знаке - главный персонаж русских народных представлений неунывающий Петрушка стоит в обнимку с книгой знаковладельца. Несколько графических миниатюр выполнил в гравюре на линолеуме москвич Александр Дмитриевич Григорьев, в том числе для историка Владимира Королюка и Георгия Ница, на первом книжном знаке художник изобразил обнаженную натуру, читающую книгу, на втором - деревенский пейзаж с храмом в центре композиции. Московский художник В. Петров выполнил ряд книжных знаков в технике сухой иглы для деятелей культуры - актера Московского театра на Малой Бронной Анатолия Грачева; народного артиста СССР, солиста Большого театра Николая Гуляева; актера и режиссера телевидения Валерия Житникова; актрисы Московского театра на Малой Бронной Нинель Зиновьевой.

 

Экслибрис Эмиля Гилельса.

Над рисованным тушью книжным знаком в Москве работали Павел Ильич Вьюев, Виталий Борисович Попов, Лев Семенович Эрман, Алексей Владимирович Камерницкий, Лев Федорович Дьяконицын. Продолжал крайне редко рисовать книжные знаки народный художник РСФСР Николай Васильевич Кузьмин, один из них с портретом пишущего А.С.Пушкина он подарил архангельскому книголюбу И.В.Стрежневу. Второй экслибрис художник нарисовал тамбовскому коллекционеру Н.А.Никифорову с портретом читающего Козьмы Пруткова (знак выполнен в нескольких вариантах). С.Г.Ивенский сетовал на то, что «Видимо к жанру экслибриса он (Кузьмин. - Э.Г.) равнодушен, и это печально, ибо художник с большой легкостью и элегантностью исполняет книжные «мелочи» - заставки, виньетки, надписи, завитушки, а сами буквы пишет (именно пишет, а не «прорисовывает»!) без малейшего намека на усилие»23.  Единственный книжный знак нарисовал известный московский живописец народный художник СССР Илья Сергеевич Глазунов для тамбовского библиофила и коллекционера Николая Никифорова, на нем нарисована дорога, ведущая к храму под сенью русской березы. Книжные знаки в материале-гравюре на дереве и линолеуме в Москве также делали Наталья Абрамовна Ушакова, Галина Павловна Руденко, Евгений Григорьевич Монин, Лев Сергеевич Быков, который в 1965 году сделал двухцветную ксилографию для московского коллекционера Владимира Перкина. На этой гравюре изображена первая советская марка с портретом В.И.Ленина.

 

Экслибрис Н.В.Стрежнева.

В Москве над книжным знаком работала целая группа художников-любителей. Это Б.А.Левшин А.С.Чернов, Б.П.Лебедев, Ю.Г.Батаен, В.А.Кирин, П.П.Назаров, В.Д.Перкин, В.М.Богданов, Б.М.Тенин, Г.В.Шварев и др. Многие из них работали в рисунке тушью с последующим клишированием, но иные неплохо овладели и искусством гравера по дереву и линолеуму. Творчество каждого художника - любителя отличалось друг от друга, но характерно то, что в качестве основной темы для экслибрисного творчества они избрали свою основную профессию или интересы, связанные с   ней.  Путь каждого из художников - любителей в книжный знак был свой, но их объединяла - большая любовь к книге. Они делали книжные знаки не только для своих личных библиотек, хотя и начинали в основном с этого, но и для библиотек своих друзей и людей, известных всей стране - художникам, артистам, писателям, космонавтам. Творчество художников - любителей нельзя рассматривать как нечто вторичное, это составная часть российского искусства книжного знака, причем часть значительная и весомая, пренебрегая ею, мы заметно обедняем экслибрис в целом, доказательством этому являются книжные знаки, выполненные художниками - любителями.

Архитектор Гипротеатра Борис Алексеевич Левшин в своих ранних книжных знаках, выполненных в технике линогравюры, явно тяготел к архитектурным пейзажам. Так в одном из своих автоэкслибрисов он показал панораму Соловецкого монастыря, основанного в конце 20-30-х годов XV века на Соловецком острове в Белом море. На гравюре видны Успенский и Преображенский соборы, церковь Благовещения и Каменные палаты. Гравюра несколько великовата по размерам, но хорошо скомпонована с удачным подбором шрифта старославянской вязи. В других своих графических миниатюрах художник часто использует архитектуру деревянных сооружений Кижского погоста и русского Севера. Немало в экслибрисном творчестве Левшина и сюжетных знаков на различные темы, это экслибрис для В.Журавлева с рушником и книгами «Поэзия», «Притамбовье», «Стихи»; торс обнаженной натуры в знаке для Ю.Рычкова; палитра с кистями и текстом на книге «Искусство для всех» в знаке для Алексея Левшина - тамбовского художника, отца автора знака; мощные телескопы в знаке для И.С.Уманской. Интересна миниатюра Левшина для писателя Сергея Смирнова, автора «Брестской крепости» и многих документальных книг о неизвестных героях Великой Отечественной войны. На знаке красное знамя и Золотая Звезда крепости - героя, малочисленный гарнизон которой с 22.06. по 20.07. 1941 года, находясь в окружении, героически оборонялся против превосходящих сил немецко-фашистских войск. Оригинальны экслибрисы художника для актера и режиссера кино в 1920-х годах Александра Левшина и актера театра и кино народного артиста СССР   Владимира Тхапсаева.

Несколько книжных знаков выполнил московский коллекционер и профессиональный военный, кандидат военных наук Аполлон Степанович Чернов. Первые его экслибрисы были в технике рисунка тушью, последующие в гравюре на дереве и линогравюре. Из его ранних знаков можно отметить экслибрис для бакинского коллекционера и геодезиста Григория Кизеля на тему 26 бакинских комиссаров арестованных контрреволюционным правительством «Диктатуры Центрокаспия» и расстрелянных эсерами и английскими интервентами в 1918 году в Закаспии. На экслибрисе для известного химика-органика, основателя научной школы фтороргаников, академика Ивана Кнунянца художник нарисовал химическую реторту и книгу на фоне золотой звезды Героя Социалистического труда и трех медалей лауреата Государственной премии. Военной теме посвящена графическая миниатюра для генерала В.Г.Лебедева, на нем показан его путь от красноармейца в годы Гражданской войны до танкиста в годы Великой Отечественной войны. На книжном знаке для американского художника, члена Всемирного Совета мира и лауреата Международной Ленинской премии Рокуэла Кента, Чернов показал голубя мира на фоне земного шара. Три портретных ленинских книжных знака художник нарезал на линолеуме для А.В.Улитина, Мечислава Трухницкого и Владимира Королюка, а для библиотеки П. Филатова в два цвета сделал линогравюру с портретом  М. Горького на фоне буревестника. Котенок с бабочкой – галстуком изображён Черновым в сюжете знака для Аллы Москвиной, а дьявол, искушающий обнаженную женщину на фоне книжных полок, изображен в графической миниатюре для Шастуна. Книжные знаки Чернова весьма разнообразны по сюжету и интересны по своему композиционному решению.

 

Экслибрис Ю.В.Катина-Ярцева

Народный артист Советского Союза Борис Михайлович Тенин был одним из немногих, если не единственным из представителей артистического мира, кто серьезно занимался  книжным знаком. Известный библиофил, он начал активно собирать книжные знаки с 1965 года. Ему удалось собрать уникальную в стране коллекцию знаков, связанную со зрелищной тематикой, посвященную театру, кино, цирку, эстраде, балету и музыке. В 1985 году он издал превосходный каталог своей выставки книжных знаков24, где показал, в том числе и свои книжные знаки, которые он выполнил для коллег по театральному искусству. «Главным образом меня интересовали не сами знаки, - говорил Б.М.Тенин, - а люди, которые стояли за этими знаками, т.е. владельцы библиотек со своими судьбами. В связи с этим я хотел бы заполнить пробелы, которые я нашел во всей экслибрисной литературе…»25. В 1966 году Тенин подарил книжный знак артисту эстрады и цирка, популярному иллюзионисту Алли-Ваду (Александру Вадимову). На знаке, выполненном в гравюре на пластике, показан цирк-шапито и целая вереница книг, ведущая к его входу, на одной из которых написано «Магия». На цирке видна огромная светящаяся реклама «Алли-Вад», оригинально написан текст слова «EX LIBRIS» в виде чалмы фокусника. Интересен экслибрис Тенина для актера театра и кино на Малой Бронной, педагога училища имени Щукина Юрия Васильевича Катина - Ярцева. На знаке с тонким юмором показан человек заваленный книгами, из-под которых видны только голые пятки,  на книгах дан текст «Вс. Мейерхольд, К.С.Станиславский, Е. Вахтангов».

Подарил Тенин книжные знаки народному артисту СССР исполнителю роли В.И.Ленина в фильмах «Человек с ружьем», «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше» Максиму Максимовичу Штрауху, а также народному артисту СССР  Льву Наумовичу Свердлину, снявшегося в фильмах «Жди меня», «Далеко от Москвы» и др. Мемориальный экслибрис выполнил Тенин для режиссера и педагога, народного артиста СССР Николая Васильевича Петрова, на нем показаны стопка книг на столе, цветы в вазе и пепельница, в которой лежит дымящаяся сигарета, дым от которой рисует абрис знаковладельца, а за окном лунная ночь с бликами от башен на водной глади реки и театральная маска, удачно вписанная в шрифтовую вязь графической миниатюры. Всего Борис Михайлович Тенин исполнил 13 экслибрисов, из которых 7 он изготовил для себя, а 6 графических миниатюр для своих коллег по театру. Тенин рассматривал экслибрис как неотъемлемую принадлежность книги. «Для меня, как, впрочем, и для каждого книголюба, - говорил Б.М.Тенин, - является аксиомой, что книжный знак- детище законных родителей – книги и переплета. Следовательно, я рассматриваю его, как предмет книговедения, и, собирая книжные знаки, выполненные в любой технике и разного достоинства, свожу свои интересы к истории книг, стоящих за этими знаками, к состоянию библиотек, их характеру и судьбам, порой счастливым, когда книги становятся достоянием литературных музеев, общественных книгохранилищ  и т п., а порой трагическими, когда книги, как люди, погибали от пожаров, воин, злостных истреблений и прочего» 26.

Тенин был не только коллекционером и автором ряда книжных знаков, но и исследователем экслибриса. Именно книжные знаки по театральной тематике были предметом его особого интереса, их в 11 тысячном экслибрисном собрании Тенина было около 2,5 тысяч. Тенин говорил, что «Книги с экслибрисами представляются мне айсбергами, надводная часть которых, то есть экслибрисы, помогают опознать владельца и докопаться до его библиотеки, ее судьбы. Книги без экслибрисов - это подводная часть айсберга, неизмеримо большая надводной и я не могу включить эту часть в поле своего зрения, когда мне хочется описать библиотеки. Хватает дел и с надводной частью» 27. Надо отдать должное Тенину разносторонне талантливому человеку, что он на одинаково высоком профессиональном уровне коллекционировал книжные знаки, рисовал их, а также занимался  исследованием экслибрисов, он восполнил многие пробелы в литературе по книжному знаку.

 

Экслибрис П.Богданова

Первые опыты юриста и композитора-любителя Вадима Александровича Кирина в экслибрисном творчестве приходятся на первую половину 1960-х годов. Тогда он выполнил в линогравюре несколько автоэкслибрисов - со щитом и мечом, с музыкальной нотной строкой со словами «Кто был на Тамбовщине нашей…», роялем в лесу и текстом «Музыка - народная потребность. Бетховен». Первые свои экслибрисы Кирин подарил Тамбовскому литературному музею; Валентине Кириной с балериной в центре композиции; москвичу Соломону Вулю с видом Печатного двора в Москве; Евгению Елисееву, где на фоне рамы с растительным декором изображен берестяной туесок с кистями, гусиными перьями и свитком. Рисованные тушью экслибрисы художника - любителя Юлия Григорьевича Батаена просты в графическом изложении и не отличаются сложностью композиции. Пожалуй, чем выделяются они так это добрым  юмористическим сюжетом. Так в знаке для Оли Юдицкой улыбающаяся кокетливо девочка лежит под раскрытой книгой, как под крышей шалаша; или женщина, стоя на стопке книг, пытается при помощи указки укротить злобную змею в знаке для Майи Батаен и в экслибрисе для нее же чернокожий черт в белой набедренной повязке пытается из лука стрелой поразить свою жертву; или двое мужчин в экслибрисе  библиотеки А.С.Экмекчи яростно пытаются поделить знак параграфа стоя на корешке книги. Вызывает улыбку и знак Батаена для врача-отоларинголога С.М.Бродянской, где доктор в халате указывает двумя руками на нос и ухо пациентов, находясь между ними.

Художник-любитель Петр Петрович Назаров выполнил несколько экслибрисов для своей семьи. На одном из них он показал деревенскую избу и дорогу, ведущую на строительство гидростанции, в этой графической миниатюре автор отразил этапы своего жизненного пути. На втором книжном знаке он изобразил мальчика и собаку, внимательно рассматривающих книгу, а на третьем он изобразил трех охотников на привале увлеченно обсуждающих свои охотничьи победы, рядом стоит «Москвич», а охотничья собака что-то пытается отловить под колесами автомобиля. На экслибрисе для Александра Назарова автор показал забой, ярко освещенный светом шахтерской лампы, в котором наряду с шахтерским инструментом лежат книги. Художник, в прошлом артист балета Белорусского ансамбля песни и пляски Борис Петрович Лебедев работал в линогравюре, его книжные знаки выполнены  в этой графической технике. Первые его экслибрисные опусы середины 1960-х годов предельно просты по композиции и сюжету, лаконичны и контрастны по расположению черных и белых пятен. Большую серию экслибрисов художник выполнил в начале своего пути в искусстве книжного знака на свое имя.  В экслибрисе для народного артиста СССР Бориса Тенина, он изобразил его в роли человека с ружьем Ивана Шадрина из памятного многим кинофильма «Человек с ружьем». Революционной тематике посвящен знак для профессора  истории Владимира Королюка, очень лиричен знак для внучки художника Танечки Лебедевой, на нем изображена  девочка, которая несет корзину, в которой сидят любимые ее сказочные герои золотой петушок, кот в сапогах, медведь и Маша.

В книжном знаке другого любителя-художника Германа Владимировича Шварева для члена семьи Павлика изображен полосатый кот с хитрым взглядом, который наступил лапой на раскрытую книгу. Лермонтовский экслибрис для курского художника Леонида Литошенко выполнил в технике офорта московский художник-любитель Виктор Сергеевич Арманд, а Владимир Дмитриевич Перкин  в графической миниатюре  для домашней библиотеки Киры Дегтяр изобразил куклу-неваляшку на книгах. Творчество московских художников-любителей представляло интерес не только для коллекционеров, чьи интересы не могли оставить их экслибрисные опусы без внимания, но и их коллег по художественному цеху - профессиональных художников, правда, некоторые из них смотрели на книжные знаки любителей косо. На ежегодных выставках книжного знака, проводимых  Московским клубом экслибрисистов, наряду с работами, выполненными художниками-профессионалами, постоянно экспонировались лучшие экслибрисы художников-любителей, анализу их творчества были посвящены ряд заседаний МКЭ. Графические миниатюры московских художников-любителей  постоянно экспонировались на выставках в различных регионах страны 28.

Московский экслибрис в 1960-е годы бурно развивался благодаря старшему поколению художников, переживших двадцатипятилетнее глумление, застой и  забвение отечественного искусства книжного знака, а также молодых художников-экслибрисистов, которые прошли выучку у умудрённых опытом и мастерством старших коллег по экслибрисному цеху в советских художественных ВУЗах. Именно за этой талантливой молодёжью и будет будущее, именно она вознесёт советский книжный знак на олимп мирового экслибриса.

 

Примечания

 

1 Ивенский С.Г. Мастера русского экслибриса. Л., 1973. С.51.

2 Лисенков Е.Г. Гравюры на дереве Д.И.Митрохина. // Книга о Митрохине. Статьи. Письма. Воспоминания. М., 1986. С.363.

3 Сидоров А.А. Экслибрисы Гершона Абрамовича Кравцова. Каталог книжных знаков. Сост. Гетманский Э.Д. Борисоглебск, 1974. С.3.

4 Минаев Е.Н. Графика Гершона Абрамовича Кравцова. Каталог. Зеленоград, 1973. С.6.

5 Стрижак Н.Г. Книжные знаки Г.А.Кравцова.  Каталог. Л., 1972. С.4.

6  Ивенский С.Г. Указ. соч. С.52.

7  Минаев Е.Н. Указ. соч. С.8.

8  Сидоров А.А. Указ. соч. С.4.

9  Свирский С.Я. Анатолий Калашников. Таллинн, 1968. С.25.

10 Чабров Г.Н. Экслибрисы Анатолия Ивановича Калашникова. Каталог  выставки. Ташкент, 1977. С.4, 5.

11 Минаев Е.Н. Экслибрисы Анатолия Ивановича Калашникова.        М., 1975. С.4.

12  Дьяконицын Л. Ф. В.А.Фролов. М., 1973. С.5.

13 Ивенский С.Г. Указ. соч. С.49.

14  Бейлинсон Я.Л. Н.Калита М., 1978. С.8.

15 Кизель Г.И. Объять необъятное! Тверь, 2002. С.3..

16 Ивенский С.Г. Мастера русского экслибриса. Л., 1973. С.60.

17 Дьяконицын Л.Ф. Творчество М.М.Верхоланцева. // Памятка МКЭ.                             Засед. № 272 от 28 января 1988 года. С.3.  

18 Вакидин В.Н. Счастье гравировать. Заметки художника. // Альманах библиофила. Вып. 18. М., 1985. С.247.

19 Ивенский С.Г. Указ. соч. С.50.

20 Дьяконицын Л.Ф. Графика и книжные знаки В.Ф.Найденко // Памятка МКЭ. Засед. № 233 от 15 июня 1984 года. С.3.

21 250 книжных знаков. Каталог. Смоленск, 1973. С.17

22 Ивенский С.Г. Указ. соч. С.54.

23 Ивенский С.Г. Указ. соч. С.54.

24 Каталог выставки книжных знаков из собрания народного артиста СССР Б.М.Тенина. М., 1985.

25 Там же С.6.

26  Македонская Е. Спутник профессии. // Альманах  библиофила. Вып. 16. М., 1984. С.67.

27 Там же С.68.

28 Гетманский Э.Д. Советский книжный знак (1917-1991). Каталог выставки. Тула, 1977; Гетманский Э.Д.  Подвигу жить в веках. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1978; Гетманский Э.Д.  «Живые, трепетные нити…». Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1978; Гетманский Э.Д.   Ex libris. Визитная карточка книги. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1979; Гетманский Э.Д. Вождь, учитель, друг. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1980; Гетманский Э.Д.  Советский художественный книжный знак. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1982; Гетманский Э.Д.  Лениниана в искусстве книжного знака. Каталог выставки книжных  знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1983; Гетманский Э.Д.  Гетманский Э.Д.  Охранная грамота книги. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1984; Гетманский Э.Д. Суровая память войны. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1985; Гетманский Э.Д. Экслибрисы советских художников. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1986; Гетманский Э.Д.  Советский портретный экслибрис. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1987; Гетманский Э.Д. Экслибрис - знак книголюба. Каталог выставки книжных знаков  тульского коллекционера Гетманского Э.Д. Тула, 1989; Гетманский Э.Д. Советский экслибрис 80-е годы. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1990.  

 

Далее читайте:

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Московские художники-графики. Часть 1. Вучетич  и другие.

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Московские художники-графики. Часть 2. Евтушенко  и другие.

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Московские художники-графики. Часть 3. И. Эренбурга и другие.

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Московские художники-графики. Часть 4. МХАТ и др.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2016

Выпуск: 

1