Сергей СОКУРОВ. Иго не мёд, но и не позор. Между «европейским выбором» и ордынским игом

Г. Вуд. Американская готика.

Раздел I. Два мира, один  выбор

Издавна бытует мнение – и у нас дома,  и на Западе,  - что Московская(*1) Русь, надолго попав в вассальную зависимость от одолевшей её азиатской силы,  вернулась в состояние варварства, из которого якобы  только-только начала  выходить. Ведь высокой, истинной цивилизацией, в европейское самомнении, считается лишь свет, зажжённый северными соседями латинов и других италиков от  огня античной культуры на римском тлеющем пепелище. Да, с Эпохи Просвещения «в  лучших домах Европы» считается  политкорректным признавать отдельные достоинства древних восточных цивилизаций – индийскую, китайскую,  вспомнить Нил фараонов  и Междуречье, дать понять, что «наслышаны о несомненном вкладе иных народов в копилку общечеловеческого духа». Но и в наш век лукавого равенства рас и племён обычно  такие признания  делаются с видом врождённого превосходства белого человека над цветным. Превосходства, якобы доказанного ходом мировой  истории, и, за редким исключением,   художественной литературой европейских языков. 

Мне не раз приходилось слышать мнение  уроженцев Западной Украины о «мэншэвартости» (меньшей  ценности)  великороссов и восточных украинцев-малороссов по сравнению с ними, галичанами.  Этим мнением заражено  сейчас уже большинство граждан «нэзалэжной Вкрайины». Появилось оно в регионе, жителей которого полтора века назад  малороссийский просветитель Пантелеймон Кулиш  со вздохом сожаления назвал  «самими убогими в мировой славянской семье».  Но на каком основании выскочки-«образованци»(*2)  этого небольшого этноса  возомнили себя элитой восточнославянского мира?  Ведь глянь на них просвещённым взглядом:  без малого 600 лет  находились они под железной пятой иноязычных завоевателей,  отдали им практически все города, отступив в сельскую местность; изменили вере  предков, перейдя из православия в униатство. Наконец отказались от     самоназвания «русин», «русинка» и приняли навязанное им австрийской администрацией  чуждое коллективное имя «украинцы»(*3).   

Так откуда же эти взгляды свысока на москалей?  «З Эуропы», - объяснят вам на улицах Львова. – Мы прыродни эуропэйци».  Трудно возразить.  Они «скачуть». «А хто не скачэ, той москаль»,  тот  недоевропеец  «туранских» кровей, по мнению  известного зачинателя «научной русофобии»  Ф. Духинского(*4).  Дополнительно вам с гордостью расскажут, как ещё 762 года тому назад их  владетельный князь Данила Романович  сделал «Европейский выбор», приняв от Папы Римского королевский титул(*5).  А позже  австрийские хозяева  окажут им,  «рутенам»(*6),  великую честь, переименовав  Русское воеводство (так под властью Варшавы) в Королевство Галиции и Лодомерии.  Но уточнять, чем  такая приятность и ориентация на Запад обернулась для галичан, не станут. Не вспомнят, что польские паны  называли их «быдло» и пускали в захваченные шляхтой города только в базарные дни,  заставляя босоногое село обуваться у городских рогаток (отсюда польская кличка простонародья - «рогули»).  И не надо уточнять.  Мы наслышаны  о печальной судьбе этого славянского этноса, чьё убожество (см. абзац выше) – следствие ориентации князя-прозападника. Но перечисленные потери – мелочь, согласитесь.  Чего не сделаешь ради высшей цели –  считаться «эуропэйцямы»!  Не зазорно  ради неё, желанной,  предать свои национальные интересы, посеять травку забвения на заветах предков,  заглушить историческую память о русской общности зельем вражеских наветов.    Сейчас мы являемся свидетелями  массового стремления  наших «укроэуропейцив» вырваться из прихожей Европы  дальше, куда просящая подаяние рука дотянется. Любой ценой.  Только за такую ласку надо хорошо потрудиться на любимом поприще  атлантических русоненавистников.

Для  таких «эуропейцев», с многажды перекроенными душами и коллективным сознанием, приход москалей  в Галицию после падения Польши, затем Германии,  стал  вторжением   Азии, воспринимаемой  на «континенте  высшей расы» в отрицательных стереотипах.  А  Майдан 2013-14 годов не оставил колеблющимся выбора: «Украйина – цэ Эуропа!». Теперь практически некому в «стране победившего свидомого украинства» рассказать о подвиге князя АлександраЯрославовича,  племянника  князя Данилы Галицкого, который буквально силой вынудил  своих земляков  пойти на  апокалипсические жертвы – сделать тяжёлый «азиатский выбор», в результате чего, в конце концов,   Россия превратилась в мировую державу.  Наше воображение настолько  занимает  доблестная фигура победителя  шведов и тевтонцев, навязывавших  Руси, ослабленной Батыевым нашествием, «европейский выбор», что в стороне остаётся его подвиг неизмеримо более значительный, чем боевой.

Князь Александр Невский  сделал не простой, но единственно верный выбор и завещал своим ближним  потомкам: для русского, православного человека лучше тяжёлое, но временное ордынское иго, чем вечная «свобода» под «пятой» Запада,  для многих на Руси тогда казавшейся более предпочтительной,  ввиду своей мнимой  «мягкости».  Выбравшие покровительство католического Запада  на века погрузились в состояние ничтожества, длительного национального унижения,  меняющего национальную душу до неузнаваемости, без надежды на возрождение.  Судьба Отечества нам известна. В своё время и след простыл Золотой Орды. А потомки князя Александра распространили своё влияние от Атлантики  до Тихого океана,  назвали Россией, родовым именем, целый субконтинент, над которым солнце не заходит 10 часов. О судьбе галичан я рассказал выше.  Просвещённые европейцы довели их (и, похоже, всё подъярёмное им украинство) до такого состояния «европеизации», что те с готовностью подрядились  разрушать 1000-летний Русский Мир, к которому они, галичане, принадлежат по происхождению.      

Но может быть действительно слишком высока оказалась цена унижения  для нас,  не пожелавших искать защиты в семье европейских народов при нашествии на Русскую равнину  азиатских полчищ?  Александр Ярославич, став В.к. Киевским (1249-63) и  Владимирским (1252-63)  пошёл на временное (он гениально предвидел)  подчинение  неодолимой силе, искусно,  дипломатическими ходами   добиваясь для своих подданных послаблений и выгод  в столице Золотой орды  Сарае. Он достиг большего, чем позволяли ему способности военачальника, дипломата и хозяина земли, озаботил ханский двор своим умением копить силы и был тайно умерщвлён. Но, к счастью для Руси,  у него нашлись способные последователи среди московских владетелей,  Калитовичей. Первые из них, демонстрируя  верность Орде, исправно  выплачивая ей дань,   были себе на уме.   Со стороны их деятельность  выглядела  как верноподданное поведение в холопской форме. Оно и породило презрение к  покорным якобы ордынским данникам со стороны тех, кто был не столь хитроумен и дальновиден, не столь успешен в продолжающемся соперничестве между многочисленными князьями. Порождаемые завистниками Ивана I Калиты  и его успешных наследников неблагоприятные слухи  о Москве расползались по Руси,  проникали на Запад. Там свежи были воспоминания  о  разорительных походах  Батыевых полководцев в Чехию, Венгрию и  Польшу,   не забывались   ужасы, обрастали легендами  свидетельства древних хронистов об аварах, о гуннах,  доскакавших до Ламанша.  Вот такими предстают они в описаниях современников, ставших их жертвами: «Все они отличались плотными и крепкими членами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что можно было принять их за двуногих зверей. Они сокрушали всё, что попадается на пути». Из другого кодекса: «Приросшие к своим выносливым, но безобразным на  вид лошадёнкам,  каждый из этого племени на них днюет и ночует, покупает и продаёт, ест и пьёт, и, пригнувшись к шее своей скотины, погружается в глубокий сон…»(*7).  В этих устных и письменных воспоминаниях зловеще звучало имя мрака: «Азия».  Это слово стало  в Европе синонимом дикости, грубой  силы,  невежества,  нечистоплотности, неустроенного быта,  бескультурья.   Возмущение, осуждение  тех, кто  «западные ценности» считал   высшими в мире, вызывало не подчинённость СВ Руси  одолевшей её силе в виде  Золотой орды, а  стремление, в охотку, казалось, копировать  многие из ордынских порядков.  Учиться у варваров!  Значит, сами ещё худшие варвары.  Рыбак рыбака видит издалека.

Но что увидела  встряхнувшаяся после  татаро-монгольского нашествия  Залесская Русь  на Средней и Нижней Волге, какую Азию, рассмотрим во втором разделе.

 

Примечания:

(*1) Иначе Северо-Восточная (с присоединёнными к ней позже северо-западными землями Новгорода и Пскова), Залессская, Владимиро-Суздальская.

(*2) «Просвещенцы».

(*3) В  первой трети ХХ века, до II Мировой войны прикарпатские русины  наполовину перекрестились в  «австроукраинцев». Почин сделала Вена, испугавшись массовой тяги подвластных им «рутенов» к России после 1848 г. После 1918 г. новые-старые хозяева, поляки, этому поспособствовали, а советская власть, установившаяся в 1944 г., не возражала (себе на голову!) да  ещё подгоняла в украинство опаздывающих русинов.

(*4) Россия – имя нетленное. С. Сокуров. ИИ Завтра. 3.08.2015.

(*5) От такой чести отказался Государь Всея Руси Иван III  (1462-1505).

(*6) «Русины», на немецкий лад, с подчёркнутым пренебрежением.

(*7) История средних веков. С. Нефёдов. М., Владос, 1996.

Далее читайте:

Раздел I. Два мира, один выбор.

Раздел II. Пришествие двуликой Азии.

Раздел III. Две  стороны одной медали.

Раздел IV. Особенности Русского возрождения.

Раздел V. Итоги по разделам «Ига».

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2015

Выпуск: 

8