Сергей СОКУРОВ. Иго не мёд, но и не позор. Раздел V. Итоги по разделам «Ига»

Аполлинарий ВАСНЕЦОВ (1856-1933).
Московский Кремль при Дмитрии Донском. Акварель. 

Ушло в далёкое невозвратное прошлое вече, с которым должен был считаться князь. Теперь в Московском  великом княжестве, взявшем на себя роль объединителя страны, устанавливалась самодержавная власть и бюрократическая централизация,  что характерно  для государств  Востока.  Москва, мягко  отняв у Владимира звание стольного града,   расширяясь за счёт  Твери, Рязани, Нижнего Новгорода,  подбираясь к владениям Новгорода Великого,   весь XIV век,  в целом  для неё благоприятный, не стремилась, не спешила   покончить с зависимостью от Сарая.   Подвиг  Дмитрия Ивановича, внука хитроумного, ловкого  Калиты,  на Куликовом поле был внешне актом союзнического долга перед «законным царём» Тохтамышем. Князь-вассал выступил против узурпатора ханской власти – эмира Мамая.  Но  объективно победа 8 сентября 1380 года в глазах униженного народа  произвела впечатление  «ярлыка от Бога» на право одерживать крупные победы над непобедимыми, казалось, агорянами.  Она  наполнила  Русь уверенностью в свои силы.  Этот неожиданный успех  ни в какое сравнение не шёл с «побитием»  княжеской дружиной ханского темника Бегича  на речке Воже двумя годами ранее.   «Хан по праву силы» Мамай  не за очередным  «полоном»  направил свои тумены  в сторону  Москвы. Он задумал  повторить  широкомасштабное нашествие  Батыя,  исправить его ошибку. То есть,   лишить князей и бояр какой-либо власти и установить прямое правление  Сарая  над  покорёнными землями, посадив в города Руси своих назначенцев.  Однако громкая победа  вассалов над   своими повелителями  насторожила  законного хана Тохтамыша, которому   В.к. Дмитрий, получивший прозвище Донской, разгромив властолюбивого эмира Мамая, вернул власть над Золотой Ордой.   В ханском дворце под позолоченным месяцем сочли необходимым  указать Москве «её место».   «Примерное  наказание»  Тохтамышем донского героя, спустя два года, было беспощадным и на 100 лет отбило охоту у москвичей  пробовать свои силы на  потомках Чингисхана. 

Хотя добрых чувств у наказанных к  экзекуторам не прибавилось,   Калитовичи, по словам С.А. Нефёдова, «продолжили политику Александра Невского, которая с одной стороны, означала добровольное подчинение  превосходящей силе, а с другой стороны – постепенное восстановление городов и сёл».  Добавлю: и всестороннее усиление  Великого княжества.  Поскольку татары, приняв ислам, остались веротерпимы,   большего врага православная Русь видела в  католиках  Ордена, Литвы и Польши  и  продолжала вести с ними борьбу на равных,  привлекая  своего суверена в союзники.  При правлении Ивана Калиты  необременительная дань, относительная безопасность,  наличие целинных земель способствовали второму(*1) мощному притоку населения с разорённого юга и переселённого запада в  Владимиро-Московские пределы.  Это были люди энергичные, способные начинать жизнь на новом месте. Разнородная смесь давала отличное потомство.  Число  поселений увеличилось в 4 раза. Москва стала привлекательна и для бояр.  «Со всех сторон собирались знатные служилые люди из Мурома, из Нижнего, из Ростова, Смоленска, Чернигова, даже из Киева и из Волыни» (В. О. Ключевский). За ними следовали обозы с имуществом и вооружённые холопы,  вольные крестьяне.  Г. В. Вернадский насчитал здесь 5 -6 миллионов человек (для примера: в Орде в 2-3 раза больше,  в 5-6 раз  больше в Персии, которая служила тогда  образцом для подражания во всём и для ордынских ханов, и для русских князей.  В XIV веке  поднялись из руин Ростов, Владимир, Рязань, Суздаль, Тверь, Нижний Новгород; Москва превратилась в крупнейший город северо-востока (население 20-25 тысяч). К середине того столетия возродилось каменное строительство. Но редки были ремесленные кварталы, горожан кормили огороды. В летописи упоминается купец Тарасий Петров, который выкупил у татар множество пленников и заселил ими шесть сёл.  Открылся торговый путь посуху, Доном и Днепром, потом по морю - в Судак,  по Волге – в Сарай и дальше через Каспий,  в Персию. Меховые деньги и слитки серебра сменила 93-граммовая «денга» (монг. «серебряная монета») Дмитрия Донского, позже началась чеканка монет в других великокняжеских центрах, в Новгороде и Пскове.

Ещё 100 лет колебания чаш на Весах Судьбы, и  правнук  победителя на Поле Куликовом, Иван III Васильевич,   наметит  в шатре на Угре-реке  безвозвратные пути Руси-России  - к Каспийскому и Чёрному морям,  к Балтике,  к Тихому океану, к горам Гиндукуш и Памиру. 

Подведём итоги вместе с исследователем описанных событий С.А. Нефёдовым.  Вначале слово учёному историку. Цитирую (курсив) и пересказываю, добавляя своё:

Волна монгольского нашествия имела глобальный характер… Овладевая очередной страной, монголы впитывали её культурные элементы и в своём дальнейшем продвижении переносили эти элементы вместе с собственно монгольскими. Таким образом, монголы принесли на Русь не только монгольское оружие, но китайскую систему управления. В дальнейшем волна завоеваний принесла эти монгольские и китайские элементы в Иран, и здесь в процессе социального синтеза к ним присоединились местные, иранские культурные элементы, такие как ислам, система икта (вознаграждение за службу землёй) и персидская монархическая традиция. Когда полвека спустя Иран стал могущественным государством, то эта соединённая персидско-монголо-китайская традиция стала распространяться на другие страны, на Индию, Египет и на Золотую Орду с подчинённой ей Русью. Позже наша страна, до Петра, подверглась  османскому влиянию. 

На русских людях не могло не сказаться соседство с цивилизациями Ближнего Востока. Чтобы выжить, сохранить или отстоять утерянную независимость,  поверженная страна должна активно перенимать у соседей, в том числе у завоевателей, всё, что ей на пользу, в первую очередь то, что «под рукой». Необходимые преобразования указывали места поиска: где находится нужное, какой путь наиболее доступен.

Перед татаро-монгольским завоеванием Русь не представляла собой социально-культурного единства. В то время как Новгород оставался приверженным к варяжским традициям, на Северо-Востоке превалировала перенесенная из Киева византийская традиция. После завоевания Северо-Запад остался в области традиционной культуры, порождённой норманнским культурным кругом, а Северо-Восток вошёл в область монгольского культурного круга. В пределах последнего, в Золотой Орде и Персии, поначалу преобладали китайские традиции, потом – мусульманские и персидские, но возобладала традиционалистская, кочевая реакция. В итоге, основанные монголами государства распались на племенные ханства.

 

Московская государственность, сохраняя некоторые норманнские традиции (удельные порядки,  например),   стала строиться по смешанному китайско-персидскому образцу,  который стал основным и для Османской империи – самой процветающей и могущественной державы  Евразии в XVII веке.  Многие её институты  были предметом зависти и подражания  европейских правителей.   Испытала на себя турецкое влияние и Россия – царство первых Романовых.  Но  «крымский вопрос», жизненно важный для России, на века вперёд сделал Стамбул главным врагом Москвы, а затем Петербурга. И обе столицы начнут искать союзника в борьбе  со столь опасным и сильным врагом. В Азии таких союзников не окажется. Но в Европе они найдутся.  Притом, успехи Европы в технике, в частности, в военной,  вынудят Россию,  всё чаще ощущавшую свою «недвижность» вместе с «недвижным Китаем» (*2)  и застойной Персией, решительно переориентироваться на модернизацию по западным образцам. Но Россия – это люди, а люди – инертная масса.  Нужен был вождь для преобразований, и такой появился  - в царской семье Романовых. Назвали Петром.

Как развивался ход событий дальше – длинный разговор, другая тема. А завершая эту, скажу горькую правду:

Придёт после Петра Великого и продолжателей его дела время,  и Российская империя, вместившая в себя Империю Чингисхана,  отмеченная   Славой в Берлине  при власти  самодержца-грузина,  первая из мировых держав преодолевшая земное притяжение,   начнёт движение вспять, к границам XVI- XVII веков.  Но это  будет уже совсем другая страна, предавшая и символы предков и саму память о них. Это будет страна, пережившая насилие уже новым  влиянием, оформленным в «немецкое учение»(*3), перед которым пресловутое татаро-монгольское иго меркнет.  Ибо результатом названного ига стала в конце концов страна, размером с континент. А что ждёт Россию в XXI веке,  всё ещё больной от экспериментов  «учением» и  последующей ломкой его плодов?  Не исключено,  - возврат к границам Московского княжества XIII века и долгий сон в ожидании нового Калиты.

 

Примечание:

(*1).  Первое массовое переселения руссов-южан за Оку имело место  при активизации половцев при правлении  Владимира Мономаха.

(*2). А.Пушкин, «Клеветникам России»:  От потрясенного Кремля // До стен недвижного Китая…

(*3). Назвал так, чтобы избежать обвинения в антисемитизме.

Далее читайте:

Раздел I. Два мира, один выбор.

Раздел II. Пришествие двуликой Азии.

Раздел III. Две  стороны одной медали.

Раздел IV. Особенности Русского возрождения.

Раздел V. Итоги по разделам «Ига».

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2015

Выпуск: 

10